ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ УИС
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ Служба в уголовно-исполнительной системе предъявляет высокие требования к нравственным качествам сотрудников, их численности, эмоциональной выдержке, терпимости, самообладанию, наличию социального иммунитета к влиянию криминальной субкультуры и других неблагоприятных факторов. Напряженный характер труда, отдаленность большинства исправительных учреждений от крупных экономических и культурных центров, относительно невысокий уровень заработной платы неблагоприятно сказываются на кадровой ситуации. Для того чтобы привлечь к службе в уголовно- исполнительной системе достойных работников, вызвать у них интерес к профессиональной деятельности, создать условия для их личностного роста, необходима не только традиционная кадровая работа, но и специалисты по человеческим отношениям - психологи. В настоящее время в большинстве исправительных учреждений уже сложилась целостная система психологического обеспечения работы с персоналом. Она включает следующие направления: профессионально-психологический отбор кандидатов на службу и оказание помощи в адаптации новым сотрудникам; психологическую подготовку персонала; психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение; мониторинг социально-психологического климата в коллективе, психологическое обеспечение отделов специального назначения. Профессионально-психологический отбор — это совокупность специальных процедур, в ходе которых определяется пригодность человека к службе в уголовно-исполнительной системе. Остановимся на этапах психологического отбора: первичный (при обращении кандидата на службу в комплектующий орган); при обследовании в цен-трах психологической (психофизиологической) диагностики (ЦПД); в период стажировки в должности. Первичный психологический отбор осуществляется в учреждениях, где введена должность психолога. Совместно с сотрудником кадрового аппарата, руководителем подразделения, где предполагается дальнейшая служба кандидата, психолог проводит ознакомительную беседу, в ходе которой выясняются: жизненный путь кандидата; мотивы поступления на службу в УИС; представления об УИС и предстоящей работе; отношение семьи и друзей к будущей работе кандидата; интересы и увлечения. На основе беседы и визуальной диагностики формируются первые представления о личности кандидата, его культурном и интеллектуальном уровне развития, адекватности понимания особенностей предстоящей деятельности. При необходимости проводится профессиональная ориентация и переориентация кандидата. Объективно излагаются трудности предстоящей службы, а также перспективы и преимущества в сравнении с другими видами труда. Целесообразно кандидату показать основные объекты исправительного учреждения. На первичном этапе психолог учреждения проводит психологическое тестирование кандидата с целью более углубленного изучения его ценностных ориентации, нравственных качеств, социальных установок, уровня интеллекта, эмоциональной устойчивости, коммуникативных качеств. Главные задачи психолога на данном этапе: определить профессиональные способности кандидатов к службе; выявить лиц, имеющих явные противопоказания к будущей работе. После первичного психологического обследования кандидата психолог готовит заключение в котором делается один из двух выводов: «рекомендован в качестве кандидата на службу в УИС» или «не рекомендован в качестве кандидата на службу в УИС». Дальнейшее психологическое обследование кандидаты на службу проходят в ЦПД, которые структурно относятся к военно-врачебным комиссиям (ВВК) медицинского отдела территориальных органов УИС, что является основным этапом психологического изучения кандидата на службу. Процедуры психологического обследования в ЦПД достаточно стандартизированы. Учитывая структурную принадлежность ЦПД к медицинскому ведомству, он делает акцент на выявление лиц с психическими заболеваниями (пограничными психическими со-стояниями), на изучение психофизиологических и индивидуально-характерологических особенностей, которые могут затруднить адаптацию к условиям и характеру предстоящей деятельности. По результатам обследования специалистами ЦПД оформляются заключения для военно-врачебных комиссий, кадрового аппарата и психолога подразделений. Заключение для кадровых аппаратов и психологической службы должно содержать развернутую психологическую характеристику кандидата и один из следующих выводов о его профессиональной пригодности к конкретному виду деятельности: - рекомендуется в первую очередь - полностью соответствует предполагаемой должности. Выносится в отношении кандидатов, у которых выявлены индивидуальные особенности, обеспечивающие оптимальную адаптацию к условиям и характеру предстоящей деятельности, включая экстремальные ситуации. Для них прогнозируется успешность службы, низкая вероятность развития отклоняющего поведения или профессиональных заболеваний. Другими словами, это идеальный кандидат на службу: - рекомендуется — в основном соответствует требованиям предполагаемой должности. Выносится в отношении кандидатов, у которых индивидуальные особенности могут затруднить (удлинить) период адаптации к службе в наиболее ответственных или экстремальных ситуациях. Однако после завершения адаптации профессиональная деятельность этих лиц прогнозируется как достаточно успешная. Для данной категории кандидатов важным моментом профилактики нарушения адаптации или отклоняющего поведения в экстремальных ситуациях является выработка устойчивых профессиональных навыков; - рекомендуется условно - минимально соответствует требованиям предполагаемой должности, допускается к профессиональной деятельности при недостатке кандидатов. Выносится для кандидатов, у которых индивидуальные особенности не позволяют надежно прогнозировать успешность службы на предполагаемой должности или обучения даже при качественной профессиональной подготовке. При высокой мотивации к службе или учебе их эффективная деятельность на протяжении длительного периода, как правило, невозможна в связи с быстрым истощением функциональных резервов из-за постоянного перенапряжения. Нарушение адаптации, болезненные состояния или отклоняющееся поведение у этих лиц могут проявиться даже в штатных ситуациях. Они в большинстве случаев относятся к группе риска и требуют активного наблюдения со стороны психолога подразделения. Им может быть отказано в приеме на стажировку в данной должности или в приеме на службу после неудовлетворительного завершения испытательного срока в качестве стажера; - не рекомендуется — не соответствует требованиям предполагаемой должности. Выносится в отношении кандидатов, имеющих выраженные признаки нервно-психической неустойчивости с высокой вероятностью развития заболеваний. Неудовлетворительную мотивацию к службе, негативные личностные особенности, асоциальные формы поведения. У них состояние дезадаптации может развиться в обычных ситуациях. В связи с неблагоприятным прогнозом профессиональной успешности к этой же категории относятся лица, имеющие низкий уровень профессионально значимых психологических и психофизиологических качеств, сниженные резервы функциональных систем. Необходимо отметить, что в настоящее время заключение психологов и специалистов ЦПД для кадрового аппарата имеет рекомендательный характер. Поэтому в связи с дефицитом кадровых ресурсов на службу в УИС продолжают принимать значительное число лиц, рекомендованных условно. В первую очередь это относится к младшему инспекторскому составу по надзору и службе охраны. Однако изучение текучести кадров, особенно на первом году службы, анализ различного рода чрезвычайных происшествий показывает, что эти явления в большей степени характерны для сотрудников, имевших низкую степень профессиональной пригодности. Это подтверждает необходимость более внимательно относиться к рекомендациям психологов. Заключительный этап психологического изучения кандидатов на службу осуществляется в период испытательного срока в должности. При завершении испытательного срока психолог готовит психологическое заключение в котором помимо основных характеристик выносится один из выводов: «Рекомендуется использовать в должности»; «Рекомендуется переместить на другой вид деятельности с учетом психологических особенностей»; «Рекомендуется прекратить дальнейшее прохождение службы».